Аппаратная косметология и эстетическая медецина

Парадоксы в теории фотоэпиляции

Результат фотоэпиляции

В основе фотоэпиляции лежит принцип селективного фототермолиза. Знания о механизмах взаимодействия света с волосами за последние годы значительно расширились, но существенного прорыва в этой области достигнуто не было. Ни один из вновь предложенных протоколов лечения борьбы с нежелательными волосами не привел к заметному сокращению числа процедур, необходимых для достижения желаемого результата, или к повышению общей эффективности фотоэпиляции при сохранении обычного их количества.

Складывается впечатление, что данный метод достиг естественного предела своей эффективности, и этот предел связан не только с содержанием меланина в матриксе волоса. При этом невозможно отрицать наличие связи фотоэпиляции с меланином. Так, хорошо известна корреляция между светочувствительностью волос и их цветом (т.е. концентрацией в них меланина), а также между разными фазами цикла развития волоса и содержанием меланина в его матриксе.

Упомянутые данные, которые, впрочем, не доказывают, а только указывают на взаимосвязь между содержанием меланина в волосах и их светочувствительностью, были, к сожалению, неверно интерпретированы и привели к бытующему в настоящий момент мнению о том, что определенное количество меланина является не только необходимым, но и достаточным условием для эффективного удаления волос. Это утверждение приводит к ряду противоречий и многочисленным заблуждениям фотоэпиляции, которые представляют интерес не только для теории, но и существенно влияют на ее практическое применение.

Основные противоречия фотоэпиляции

Перманентное или долговременное прерывание циклического развития волоса, рассматриваемое как основной желаемый результат фотоэпиляции, является не единственным известным эффектом воздействия света на волосы. Параллельно с ним наблюдаются и такие феномены, как «миниатюризация» волос, задержка их развития («эклипс») и даже так называемый «парадоксальный эффект», проявляющийся в возникновении гипертрихоза после фотоэпиляции.

Возможным объяснением разнообразия эффектов после одного и того же типа воздействия могла бы стать зависимость получаемых результатов от интенсивности используемого света. Например, такие феномены, как «миниатюризация» и «эклипс» волос, можно было бы объяснить их недостаточным облучением. Впрочем, новая теория фотоэпиляции должна дать разумные ответы и на некоторые другие вопросы, в частности следующие.

  • Почему существует такая большая разница между общим количеством волос в фазе анагена и количеством светочувствительных волос в области воздействия?
  • Почему меланин в матриксе волоса обладает более высокой светочувствительностью, чем меланин в стержне волоса?
  • Почему результаты фотоэпиляции у пациентов с гирсутизмом всегда хуже, чем у обычных пациентов?
  • Почему анатомически схожие волосы в разных частях тела реагируют на световое воздействие по-разному?
  • Почему волосы в зависимости от количества поглощенной энергии могут реагировать на свет либо усилением, либо замедлением своего роста?
  • Почему зачастую не удается построить четкую кривую «доза – эффект» при проведении фотоэпиляции?
  • Почему разные протоколы воздействия не приносят желаемого повышения эффективности, несмотря на широкий спектр применяемых длин волн, длин импульсов, а также их форм?

Сам по себе эффект поглощения света меланином волоса, который является обязательным условием фотоэпиляции, не дает ответа на эти вопросы. Так, например, известно, что около 65–70% волос на лице находятся в фазе анагена. Если предположить, что волосы обладают одинаковой светочувствительностью, то, следовательно, все они должны быть удалены при проведении фотоэпиляции максимум за две процедуры. Однако этого не происходит. Если свет, поглощенный меланином в стержне волоса, действует так же, как и поглощенный им в матриксе, то волосы в фазах телогена и катагена тоже должны быть светочувствительными, а это противоречит почти всем результатам клинических исследований.

Фотоэпиляция волосВолосы на спине, реагируют на фотовоздействие хуже, чем, волосы в подмышках или в зоне бикини, которые располагаются глубже. У пациентов с гирсутизмом, в принципе связанным с удлинением фазы анагена, процент светочувствительных волос теоретически должен был бы быть выше, чем у обычных людей. Однако на практике их реакция на световое воздействие оказывается намного хуже: для получения сравнимых результатов необходимо большее количество сеансов фотоэпиляции, и особенно на лице.

Интересен также тот факт, что одни и те же источники света могут использоваться как для подавления, так и для стимуляции роста волос, что теоретически не может быть связано с поглощением света меланином.

Загадкой при фотоэпиляции остается и зависимость «доза – эффект»: однозначной картины здесь нет (по крайней мере после того, как интенсивность светового излучения переходит определенный предел). Более того, некоторое сокращение количества волос может быть достигнуто и при низкой интенсивности светового излучения. Словом, в области фотоэпиляции больше вопросов, чем вразумительных ответов.

Неоднородность анагеновой фазы

В экспериментах было показано, что фаза анагена подразделяется на шесть подфаз:

  • I и II – не представляют интереса для теории фотоэпиляции, поскольку меланогенез в фолликуле волоса начинается с фазы III;
  • III – характеризуется развитием фолликула волоса в глубину дермы;
  • IV–V – включают дальнейшее продвижение фолликула волоса в субкутис;
  • V – завершается развитие волосяного матрикса;
  • VI – формируется стержень волоса.

Подфазы III–V вместе составляют второй по длительности (после подфазы VI) период анагена. Обращаясь к выше сформулированным вопросам, было бы естественно предположить, что в VI подфазе анагена волосы обладают значительно меньшей светочувствительностью, чем в подфазах III–V. В противном случае нельзя объяснить столь значительную разницу между общим количеством анагеновых волос и численностью светочувствительных волос, удаляемых за один сеанс фотоэпиляции. Это позволяет сделать неожиданное предположение о неодинаковой светочувствительности волос, находящихся в разных подфазах анагена, что полностью противоречит классической гипотезе о роли меланина в процессах фотоэпиляции.

Ноги после фотоэпиляцииДействительно, предположим, что светочувствительная фаза цикла развития волоса состоит только из III–V подфаз анагена – это примерно 20% всей длительности анагеновой фазы. Известно, что доля анагеновых волос над верхней губой составляет около 65% всех волос в этой зоне. Следовательно, теоретически в течение одной процедуры фотоэпиляции можно эффективно воздействовать примерно на 13% всех волосяных фолликулов в этой зоне. Соответственно, для получения желаемого результата (например, удаления не менее 90% волос над верхней губой) необходимо выполнить 7–8 сеансов фотоэпиляции.

Если удлинение фазы анагена за счет VI подфазы (что является типичной ситуацией при гирсутизме) сокращает долю светочувствительных волос с 20 до 10%, то для достижения такого же результата количество сеансов придется увеличить до 15. Это означает, что уменьшение чувствительности андрогензависимых волос при гирсутизме к облучению объясняется удлинением VI подфазы анагена и связанным с этим значительным сокращением доли светочувствительных волос.

Аналогично можно объяснить разницу в светочувствительности анатомически почти одинаковых волос на разных участках тела. Известно, что длительность I–V подфаз анагена у волос на разных участках тела различается незначительно и что изменение длительности фазы анагена в основном связано с изменением длительности ее VI подфазы. На участках тела (например, на спине), где волосы растут дольше (т.е. имеют удлиненную VI подфазу анагена), их относительная светочувствительность должна быть ниже, т.к. в этих зонах отношение светочувствительных волос к общему количеству активно растущих волос будет понижено. Из всего этого вытекает естественный вопрос: почему волосы в III–V подфазах анагена обладают более высокой светочувствительностью, чем в VI подфазе?

Несмотря на все вышеизложенные спорные процессы, сегодня фотоэпиляция является наиболее популярным методом удаления нежелательных волос, имеющим положительный результат, который достигается за счет подбора оптимальной стратегии процедур фотоэпиляции.